(8552) 54-09-65

Набережные Челны

Автозаводский пр.8 (25/05)

Органный Зал

Концертный орган

Концертный орган "RIEGER-KLOSS"

Год выпуска 1972;
Имеет 49 звучащих и 2 трансмиссионных регистра, 3 мануала и педальную клавиатуру.
Высота органа - 9,98 м;
Ширина - 10,4 м;
Глубина - 2,95 м (без учета пульта органиста);
Вес 19 тонн;

 

Количество труб 3642;
Высота большой трубы 6 м;
Диаметр большой трубы 20 см;
Внутренняя площадь 4000 кв. м;
Общая площадь 16000 кв. м;
Температурный режим +20С
Влажностный режим 53%

Король инструментов - так называют орган не только за размеры, но и за величественное звучание. Играют на органе, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент, и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Нагнетать воздух стали мехами, такими же, как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне. Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал равномернее, и звук получался лучше - ровнее и красивее.

Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый исполнительский пульт, или исполнительский стол. На нем - несколько клавиатур, расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног - педали, которыми извлекались самые низкие звуки. В органе зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч. Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть. Поэтому над клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной высоты, но разного тембра. Их можно включать или выключать регистровыми ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты, он может имитировать даже пение птиц.

В средние века органами заинтересовалась церковь. Примерно с XIV века орган сделался очень важным инструментом. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное, величественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. И сегодня органная музыка в странах Западной Европы звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом. Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и светские произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.

Орган – инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что, например, у скрипки корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое.